Классификаций клиентов существует множество — по социальному статусу , психологическим характеристикам, и т.д. У веб-студий своя специфика работы с клиентами и своя богатая коллекция типажей.
Мы решили предложить вам новую классификацию, в которой финансовый и социальный статус клиента имеет второстепенное значение. Мы разделим заказчиков на несколько групп, в соответствии с тем, какие приоритеты они выдвигают, заказывая разработку сайтов или рекламной продукции, a также, какие радости и печали могут принести дизайнерам и разработчикам.
Для начала мы рассмотрим очень интересный типаж под кодовым названием «Идейный»
Может пригласить дизайнера на сеанс гипноза ко мне?
Я донесу то, что мы хотим от вас, прямо до вашего бессознательного.
www.clientsfromhell.ru
Это потенциальный клиент, который сам уже все придумал, и имеет четкое представление о том, что надо ему сделать. Зачастую имеет готовое видение дизайна. Чаще всего встречаются разумные представители этого типа, которые понимают, что реализовать плоды их фантазии — не такая уж простая задача. Финансово благодарны при полном соответствии реализованного задуманному. Но иногда «идейный» клиент бывает прижимист: «Я уже все придумал, что вам тут еще делать?».
От веб-студии такому клиенту нужен максимум профессионализма и минимум инициативы. Это означает — соглашаться и выполнять. Качественно и профессионально.
Основные черты
- Четкое представление о желаемом результате, вплоть до мелочей. Такие клиенты не только знают, для чего им необходим сайт, но и как именно он должен исполнять свои функции. Дизайн сайта также практически полностью существует в воображении такого заказчика. Обладай он определенными навыками дизайна и программирования — он бы уже давно сделал все сам. Но раз не вышло — приходится внедрять свои идеи в чужие головы и бдительно следить за их технической реализацией. Основная проблема здесь может заключаться в том, что те, у кого необходимые технические знания все-таки есть, могут понимать, что некоторые из задумок заказчика неосуществимы, и все же придется как-то убедить его слегка изменить свою концепцию... Но здесь возникает еще одно препятствие — идейные клиенты...
- ...Уверены в своей абсолютной правоте и грандиозности своего замысла. Что-либо объяснять такому заказчику может быть не только бесполезно, но и вредно. Во-первых, потому что в маркетинге он, как правило, понимает весьма неплохо, а во-вторых — к сайту своему относится весьма трепетно, практически, как к частичке своей души. Через пару дней попытка начать с ним конструктивный диалог о возможном изменении в первоначальных планах вам самому покажется почти кощунством.
- Требовательность. Требовательность такого клиента направлена не столько на абстрактное качество и стильность сайта — они требуют точности в реализации своей задумки. Чтобы это качество не слишком нервировало, представьте себе, что у вас в голове родился потрясающий дизайн — краше ни в сказке сказать, ни пером описать. Но... вы не можете создать его самостоятельно, и вам приходится обращаться за помощью. Представляете, как бы вы тряслись над каждой мелочью, чтобы все получилось точь-в-точь, как у вас в голове?
- Финансовая состоятельность. Или,по крайней мере, трезвое и адекватное отношение к финансовой составляющей проекта. Они вряд ли станут мелочиться и торговаться. Они готовы платить много, если результат будет действительно отвечать их ожиданиям.
Главный плюс «Идейного»
Не нужно долго выдумывать, как что должно выглядеть. Думать практически не надо вообще — нужно просто исполнять то, что уже придумано до вас. Даже так — чем меньше вы включаете собственную голову, тем больше у вас шансов достаточно быстро заслужить одобрение заказчика.
Главный минус «Идейного»
Работа с таким клиентом может задевать самолюбие дизайнера или разработчика, который любит проявлять творческий подход. Оно и понятно: привык постоянно работать головой а тут на тебе — ее приходится отключать. Зато можно выработать терпимость и смирение, которые понадобятся еще не раз.
Способы работы
- Четко оговаривать в ТЗ все пожелания заказчика и заранее взвешивать — сможете ли вы действительно выполнить их полностью. Помните, что достигнуть компромисса будет очень сложно.
- Вам очень повезло в том отношении, что ваш клиент действительно хорошо мотивирован. Ну...предположим даже, гипермотивирован. Вам не нужно убеждать, заставлять, вносить идеи и предложения в расчете на то, что «хоть что-нибудь ему понравится». Вам нужно постараться заразиться энтузиазмом заказчика и просто очень внимательно его слушать.
- Как можно чаще переспрашивайте «Правильно ли я вас понял?» Убедитесь в том, что по всем пунктам работы у вас и ваших коллег наблюдается полное взаимопонимание с заказчиком, и после этого можно смело приступать.
- Попросите наглядных примеров, добавив, что это нужно для того, чтобы выполнить дизайн наиболее успешно. Это не тот случай, когда заказчик в ответ может сказать: «ну вы же дизайнер, вы и думайте». Скорее всего, он отреагирует адекватно и сориентирует вас в верном направлении. В конце концов, ему это на руку.
Если вы узнали в данном описании кого-то из ваших собственных клиентов, пожалуйста, поделитесь в комментариях полезными советами, как взаимодействовать с идейными заказчиками, или какими-либо забавными кейсами из вашей собственной практики. А в следующий раз мы поговорим о противоположном типаже "Сделайте мне что-нибудь«,который имеет весьма смутные представления о конечном результате.
Автор: Жанна Кубова, Регионинфо (PR-менеджер )
Источник: http://www.cmsmagazine.ru