Веб-студия или фриланс?

Математики шутят: труднее всего доказать очевидное :) Кого же стоит выбрать: студию или фрилансера, если нужно реализовать интернет-проект?

Веб-студия или фриланс?

Математики шутят: труднее всего доказать очевидное :) Кого же стоит выбрать: студию или фрилансера, если нужно реализовать интернет-проект?

Отделить зерна от плевел оказывается не так-то просто, особенно на первых порах. Поиск истины привел меня на посты в интернете, в которых «очевидность» аргументов «за» и «против» частенько обосновывается эмоциональной составляющей, а потому многие из них оказывается элементарно подвергнуть сомнению и обнаружить противоречие.

Псевдо "за" и "против"

Так, например, студии традиционно аппелируют к профессионализму специалистов, высмеивая фрилансеров, мол, туда идут одни студенты. Так ли? Из какой студии не уходили во фриланс профи дизайна, верстки и программирования в поисках свободы и заработка? А кого порой берут им на замену, чтобы не сорвать сроки во исполнение обязательств договора? Фрилансы тоже хороши — «у кого дешевле?» Конечно, у них. Только меньше бюджет или тариф? Как, например, выбирают марку авто для бизнеса? Разумеется, в первую очередь смотрят не на стоимость приобретения, а на стоимость владения — стоимость приобретения, плюс стоимость обслуживания, плюс расходы на ГСМ и т. д. в течение n-лет. А если во время работы над проектом у фрилансера вдруг изменятся жизненные обстоятельства? Платить, меняя исполнителя, вполне возможно придется дважды, трижды и т. д.

Сегменты

Однако, если обратиться к мнению гуру рынка веб-разработки, все становится на свои места. Первое и весьма убедительное утверждение состоит в том, чтостудия и фриланс тесно сосуществуют на одном рынке, отвечая на запросы разных отчасти пересекающихся сегментов. Остается их обозначить. Для этого разумно выделить основные ключевые преимущества обеих сторон и нарисовать портрет типового заказчика студии и типового клиента фрилансера.

Итак, главный козырь фрилансера — цена. Точнее тариф, тариф на «ручной» труд. Если у фрилансера «роботизированный завод» по производству сайтов, то это уже не фрилансер. Тариф студии существенно выше, если только это студия, а не «студия на дому». Почему?

Почему "фирмА"?

С удивительным постоянством многочисленные исследования маркетологов подтверждают тот факт, что основной приток новых клиентов обеспечивает«сарафанное радио». Поэтому для студии критичен негатив со стороны заказчика. Учитывая ее инертность, как организации, ей трудно «пропасть», а потом снова «всплыть», но уже под новым «флагом». Она годами вкладывается в бренд, нарабатывает круг постоянных клиентов. Поэтому ей несомненно важно выполнять свои обязательства, точно и в срок. Отсюда риски, которые, разумеется, закладываются в тариф. Таким образом, клиент «переплачивает» студии за «страховку» от подобных ситуаций. Это разумно, когда речь идет о серьезном проекте, запуск которого сопровождается затратами на рекламу, сопровождение и т.д.

Безопасность

По этой же причине клиент «переплачивает» и за безопасность проекта, его устойчивость ко взлому. Даже короткий простой крупного интернет-ресурса может дорого стоить его владельцу.

Технологии

Если проект требует участия большого круга узких специалистов — арт-директора, копирайтера, креатора, дизайнера, верстальщика, программиста, 1С-ка, контент-менеджера, переводчика, системного администратора и т. д., то для их организации и координации нужен отдельный менеджер, а его работастоит денег. Если заказчик не имеет в штате подобного компетентного звена, ему выгоднее отдать менеджмент на аутсоринг студии.

Консалтинг и сервис

Головной болью любого исполнителя является заказчик, который приходит с тем, что сам не знает, что ему надо. Он не в состоянии сформулировать то, какие именно задачи ему нужно решить. Студия же обладает «веером» узких специалистов, поэтому способна на организацию соответствующих узкопрофильных экспертиз, их синтез и выработку рекомендаций. Клиенты студий — те, кому нужен консалтинг и важен сервис.

Бренд

Переплачивает ли заказчик за бренд? Разумеется. Если ему важен стильный офис исполнителя и чашка первоклассного кофе, то за чей счет это все?

Удавы и кролики

Если у заказчика есть несколько отделов, подразделений, филиалов и т. д., и строгое следование требованиям каждого из них — обязательное условие контракта, то сложность работы с таким клиентом растет экспоненциально. Для обслуживания подобного заказчика нужен целый штат аккаунт-менеджеров, проджект-менеджеров, а им опять же нужны руководители. Кто платит за обслуживание сложных клиентов?

Искусство ведения переговоров

Успех любой сделки зависит от умения договориться с заказчиком. Искусство ведения переговоров дано не каждому, особенно, если вы — человектворческий. А заказчики, особенно сложные, имеют особенность работать с теми, с кем им комфортнее общаться. Для них важно разговаривать с исполнителем на одном языке. Именно поэтому они как правило кочуют от студии к студии в след за «своим менеджером».

Портрет клиента студии

Таким образом, клиент студии — средний и крупный корпоративный заказчик, отдающий на аутсорсинг студии менеджмент и риски реализации интернет-проекта, ему важна способность исполнителя обслуживать крупную компанию с многоуровневой и/или разветвленной орг.структурой, строго соблюдать многочисленные требования к реализации проекта, обеспечивать стабильность работы и предсказуемость результата в гарантированные сроки.

Портрет клиента фрилансера

Фриланс, а не студия, когда компетентный менеджмент проекта — внутри организации, когда в штате есть собственные разработчики, но требуется сглаживать пиковые нагрузки, чтобы уложиться в срок, когда время от времени возникает потребность в узкой экспертизе или узком специалисте на короткую и быструю задачу. И достаточно часто фриланс — привлекательное решение для только зарождающего бизнеса в условиях сжатого бюджета.

P.S.

Все выше изложенное является личным мнением автора и не в коем случае не претендует на истину в первой инстанции. Напротив, веские доводы "за" и "против" помогли бы внести бОльшую ясность в общую картину сегментации рынка веб-разработки.

P.S.2

И напоследок, пару слов и природе самого фриланса. Многие уходят во фриланс в поисках больших денег. Больших денег во фрилансе нет. В противном случае, это уже не фриланс, а бизнес, который в одиночку и без обязательств не делается. Увеличить доход способному разработчику вполне позволит переход в другую, более крупную IT-компанию, либо организация собственного бизнеса. Фриланс по определению — это свобода, возможность не зависеть от начальства, жить и работать там, где того хочется, трудиться и ложиться спать тогда, когда ты сам это решишь. Отсутствие жестких рамок и ограничений — отличительная сторона фриланса. Однако, за все приходится платить — риски стабильности дохода и уверенности в завтрашнем дне — вездесущий попутчик «свободы».

Мы аккуратно собираем действительно полезные материалы для собственников интернет-магазинов и интернет-маркетологов, касающиеся разработки и эксплуатации быстро масштабируемых e-commerce проектов.

Мы - рядом

У Вас есть проект? Давайте его обсудим!

Офисы:

г.Москва, ул.Люблинская, 42

г.Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 74

Пишите на email

info@orangecode.ru

Контактный телефон

+7 (918) 505-23-85

Оставьте заявку

Расскажите немного о Вашем проекте. Мы обязательно свяжемся с Вами и сделаем коммерческое предложение, от которого Вы не сможете отказаться!

Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Настоящим я выражаю согласие на обработку моих персональных данных, включая передачу третьим лицам, уполномоченным Orange Code для осуществления целей маркетинга, рекламы и изучения мнений группой компаний Orange Code. Я прочитал Политику Конфиденциальности и согласен с ее положениями. Я понимаю, что могу отозвать свое согласие, следуя по специальной ссылке.